Структурное подразделение ГБОУ СОШ №8, реализующее общеобразовательные программы дошкольного образования

Воспитание со всех сторон

Основные формы жестокого обращения с ребенком

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми.

1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо лицами, ответственными за их воспитание, физических повреждений, которые мо гут привести к смерти ребенка или вызывают серьезные (требующие медицинской помощи) нарушения физического или психического здоровья, или ведут к отставанию в развитии.

Возможные признаки физического насилия:

  • множественные повреждения, имеющие специфический характер (отпечатки пальцев, ремня, сигаретный ожог, кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения на голове, выбитые или расшатанные зубы, разрывы и порезы во рту, на губах, повреждения внутренних органов травматического характера) и различную давность (свежие и заживающие);
  • задержка физического развития;
  • признаки плохого ухода (гигиеническая запущенность, не опрятный внешний вид, сыпь);
  • отсутствие сопротивления случившемуся, пассивное реагирование на боль, стремление скрыть причину повреждения и травм;
  • боязнь идти домой после школы;
  • одиночество, отсутствие друзей;
  • болезненное отношение к замечаниям, критике, негативизм, агрессивность;
  • заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
  • псевдовзрослое поведение;
  • лживость, воровство, жестокое обращение с животными;
  • склонность к поджогам;
  • побеги из дома, суицидальные попытки, употребление алкоголя, наркотиков.

Особенности поведения родителей или попечителей, позволяющие заподозрить жестокое обращение по отношению к ребенку:

  • противоречивые, путаные объяснения причин травм у ребенка или отказ дать объяснения по этому поводу;
  • позднее обращение за медицинской помощью, иногда инициатива обращения за помощью исходит от постороннего лица;
  • перекладывание ответственности за травму на самого ребенка;
  • неадекватность реакции на тяжесть повреждений в сторону их преувеличения или преуменьшения;
  • отсутствие обеспокоенности за судьбу ребенка;
  • невнимание к ребенку, лишение его ласки, эмоциональной поддержки;
  • признаки психических расстройств или патологических черт характера (агрессивность, возбужденность, неадекватность и др.);
  • высказывание большой обеспокоенности собственными проблемами, не относящимися к здоровью ребенка;
  • воспоминание о пережитых в детстве наказаниях.

2. Сексуальное насилие или развращение - осознаваемое или не осознаваемое (в силу функциональной незрелости или других причин) вовлечение ребенка (с его согласия или без такового) в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. К сексуальному насилию относятся сексуальные действия между несовершеннолетними подростками, если они совершались с применением угрозы или физической силы, а также в том случае, когда разница в возрасте насильника и жертвы составила не менее 3-4 лет. Согласие ребенка на сексуальный кон такт не дает основания считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает полной свободой воли, находясь в зависимом положении от взрослого; не может в полной мере предвидеть все негативные для себя последствия сексуальных действий.

Возможные признаки сексуального насилия:

  • характерные особенности внешнего вида ребенка (повреждение генитальной, анальной или оральной области, повреждение кожи груди или бедер, следы спермы на одежде, коже);
  • заболевания, передающиеся половым путем, беременность, повторные или хронические инфекции мочевого тракта, вагинальные или анальные кровотечения;
  • резкие изменения веса (потеря или прибавка);
  • замкнутость, стремление избегать любых физических контактов, страхи, ухудшение взаимоотношений со сверстниками;
  • изменение ролевого поведения (берет на себя функции родителей в игре, общении) либо регрессивное поведение (по явление форм поведения, характерных для более младшего возраста);
  • несвойственное возрасту сексуально окрашенное поведение;
  • стремление полностью закрыть тело одеждой, даже если в этом нет необходимости;
  • жалобы на боли в животе;
  • ночные кошмары;
  • беспричинные нервно-психические расстройства, депрессии, низкая самооценка, суицидальные попытки или высказывания.

3. Психическое (эмоциональное) насилие - длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности. К этой форме насилия относятся: открытое неприятие и критика ребенка, проявляющиеся в словесной форме без физического насилия; преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям; ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых; нарушение доверия ребенка. Однократное грубое психическое воз действие, вызвавшее у ребенка психическую травму, также входит в этот вид насилия.

Возможные признаки психического (эмоционального) насилия:

  • задержка физического и умственного развития;
  • наличие различных соматических заболеваний (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергические патологии);
  • нервные тики, энурез, нарушение аппетита;
  • беспокойство или тревожность, нарушение сна, длительно сохраняющееся подавленное состояние;
  • склонность к уединению, неумение контактировать с другими людьми, включая сверстников и взрослых, низкая самооценка;
  • агрессивность либо чрезмерная уступчивость и заискивающее, угодливое поведение;
  • плохая успеваемость.

Особенности поведения взрослых, позволяющие заподозрить эмоциональную жестокость по отношению к собственным детям:

  • оскорбление, брань, обвинение или публичное унижение ребенка;
  • отказ от утешения, когда он испуган или подавлен;
  • постоянное сверхкритичное отношение к ребенку;
  • негативная характеристика ребенка;
  • отождествление ребенка с нелюбимым или ненавистным родственником;
  • перекладывание на ребенка ответственности за свои неудачи;
  • открытое признание в нелюбви или ненависти к ребенку.

4. Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние или появляется угроза для здоровья или развития. Недостаток в удовлетворении основных потребностей ребенка может включать: отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка жилья, образования, питания, одежды, медицинской помощи (включая отказ от лечения ребенка); отсутствие должного внимания или заботы, в результате чего ребенок подвергается риску стать жертвой несчастного случая, нанесения повреждения, вовлечения в употребление алкоголя, наркотиков, в совершение преступлений и т. п.

Недостаток заботы о ребенке может быть не предумышленным, а обусловленным болезнью, бедностью, невежественностью или неопытностью, чрезмерной занятостью родителей, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.

Возможные признаки моральной жестокости:

  • низкий рост или отставание в физическом развитии;
  • низкая масса тела, увеличивающаяся при регулярном, достаточном питании (например, во время пребывания в больнице);
  • задержка речевого и моторного развития, которые ликвидируются при изменении ситуации и при заботе о ребенке;
  • повторяющиеся случаи травматизма или отравлений;
  • частая заболеваемость вялотекущими хроническими и инфекционными заболеваниями;
  • санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез;
  • утомленный, сонный вид, опухшие веки;
  • постоянный голод и (или) жажда, кража пищи;
  • стремление любыми путями, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых, требование ласки и внимания;
  • подавленное настроение, апатичность, пассивность, низкая самооценка;
  • агрессивность, импульсивность;
  • отклоняющееся от нормы (девиантное) или антиобщественное поведение, вплоть до вандализма;
  • плохие социальные взаимоотношения, неумение дружить, неразборчивое дружелюбие;
  • регрессивное поведение;
  • трудности обучения, низкая школьная успеваемость, дефицит знаний.

При оценке каждого конкретного случая следует иметь в виду весь комплекс проявлений, не ограничиваться выделением 2-3 признаков, учитывая, что чаще всего встречается сочетание нескольких форм насилия. Если же возникает стойкое убеждение в том, что ребенок подвергается насилию, социальному педагогу необходимо проанализировать вместе с пришедшим на консультацию родителем свои возможности, обратится за содействием к психологу, инспектору по охране детства, инспектору подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ПДН), медработнику, инспектору по охране детства, специалистам органов опеки и попечительства. Крайней формой является обращение в суд.

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за защитой в орган опеки и попечительства, а при достижении четырнадцати лет - в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым ста нет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

В статье 156 Уголовного кодекса Российской Федерации за фиксировано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или другим лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом либо другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким об ращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Социальный педагог в ситуации вовлечения родителями ребенка в преступную деятельность.

Еще одна типичная проблема - вовлечение одним или обоими родителями несовершеннолетнего в преступную деятельность либо поощрение его антиобщественного поведения.

Разбирается данный конфликт в суде. Социальному педагогу необходимо иметь в виду, что согласно Уголовному кодексу:

  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, исходящее от лица, достигшего восемнадцатилетнего возраста, наказывается лишением свободы на срок до пяти лет;
  • то же деяние, совершенное родителем, педагогом либо иным лицом, на которое законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Hosted by uCoz